четверг, 15 ноября 2012 г.

страна котов, кибуцев и кикаров (часть первая)

    Этот пост я задумала давно, но все как-то не могла выкроить время (сами знаете - всегда найдется пара-тройка неотложных дел). Думаете, сегодня на меня внезапно снизошел "четверг лишнего времени"? Не-ееет. Просто утром я видела репортаж по первому российскому каналу о текущих событиях на юге Израиля. Он-то и стал причиной того, что неотложные дела уступили свои места  в очереди  написанию поста.
    Иллюзии относительно журналистики как таковой у меня развеялись лет двадцатть назад. В рейтинге наиболее неуважаемых мной видов легальной деятельности человека журналистика успешно удерживает пальму первенства (хотя у нее время от времени появляются серьезные конкуренты). А неуважаема она по простой причине - вместо того, чтобы беспрестрастно отражать положение вещей, журналисты берут на себя функцию морализаторства. И всё бы ничего, неси они в массы вечное, доброе, светлое. Но нет, конъюнктура превыше всего. Согласно аккуратно втиснутому в канву повестования об обстановке на границе Израиля и Сектора Газы уничтожение одного из главарей военного крыла Хамаса* приурочено к намеченным в Израиле на начало следующего года выборам**. 
    "Да отнимется язык, произнесший это! Да отсохнет рука, выпустившая этот бред в эфир!" - фраза в стиле сказок "Тысячи и одной ночи" - самая меньшая из кар, напрашивающаяся за такую подачу информации.  Приезжайте в любой город Израиля и посмотрите в глаза любому израильтянину, смотрящему\слушающему последний выпуск новостей (а новости здесь ежедневно сплошь состоят из сводок о количестве ракет, выпущенных по территории Израиля из сектора Газы). Вы только представьте: каждый день! 
    Площадь всего Изаиля - 20 770 кв. км. (12 000 кв км. из которых занимает пустыня Негев). Для сравнения: площадь московской области 44 360 кв.км.; плошадь тульской области 25 680 кв.км.
      А теперь представьте, что по этому крохотному клочку земли ежедневно наносятся ракетные удары. Разумеется, что больше всех дастается непостредственным "соседям" сектора Газы - городам Шдерот, Ашкелон; но иной раз перепадает и Ашдоду с Беер-Шевой.
         Не так давно, каких-то шесть лет назад (вспомните, какие события окрасили вашу жизнь шесь лет назад) массированному обстрелу, приведшему к военному конфликту с Ливаном, подвергался север страны: от Нагарии до Хайфы.  Упоминание о последней войне*** (один из артефактов которой можно  можно потрогать рукой в двухстах метрах от моего дома - покореженную неразорвавшимся снарядом кованная ограду неподалеку от железной дороги) моментально вызывает мурашки у переживших ее и рассказывающих с расширенными от ужаса зрачками о своих недавних****  ощущениях и осознании полной беззащитности.
        Говорить о "плановой войне перед выборами" может только лишенное совести существо, которое из соображений полит.конъюнктуры придерживается мнения, что "Израиль - мерзавец, а сектор Газы - невинный младенчик". Потому что подвергать опасности свой электорат перед выборами не стал бы даже Клинтон, избравший для заминания небольшого личного скандальчика бомбежки несуществующей ныне Югославии (потому как она далеко, и свои соотечественники не пострадают).
      
* О том, что Хамас почти во всем мире признан террористической организацией, разумеется российсие СМИ сказать забыли.
Справка: "14 декабря 1987 года, в день создания организации ХАМАС, его основатель шейх Ахмед Ясин провозгласил, что «Любого еврея можно считать военным поселенцем, и наша обязанность — убить его»
** Если заявлени премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньягу о готовности Израиля в случае необходимости к наземной операции и даже мобилизации резервистов вызывает подозрение в  разыгрывании им военной карты в предвыборной битве, то вы отдельно оговорите это; не надо Израиль раз за разом выставлять главным мировым агрессором.
*** Справочная информация о второй ливанской войне здесь.
****июль-август 2006 года.

_________________________________________________________________________________




     Наверное, это всё выглядит возмущенными криками рассердившейся дамочки, но ничего поделать не могу - я так все это вижу с "этой стороны границы".
       Вообще видение предмета - вещь очень неоднозначная. Очень многое зависит от угла, под которым ты смотришь на предмет, от твоего отношения к предмету, не говоря уже об освещенности скрытых в обычных условиях граней предмета.
       Врать не буду, в списке стран, где мне хотелось бы жить, Израиль никогда не значился. Ни климатически, ни географически, ни исторически земля обетованная меня не притягивала. В связи с тем, что и к религиозным идеям я абсолютно равнодушна, у Израиля просто не было шансов произвести на меня впечатление.
       Однако (вселенная на мой взгляд не могла бы сущесвовать, не основывайся она на особого рода чувстве юмора) по иронии судьбы замуж я вышла за человека, в чьем паспорте значится, что он гражданин государства Израиль, и Израиль вопреки моим желаниям стал страной моего проживания. Государственные чины  (а они во всех странах сделаны под копирку - это тоже своего рода шутка вселенского масштаба) выдали мне въездную визу, где значилось, что я вправе въехать на территорию Израиля в статусе "туристки в качестве жены". Этот невообразимый статус окончательно уверил меня в наличии вселенского разума, настроенного шутить по любому поводу.
      Примечание: по сей день я пребываю в статусе туристки (правда, сейчас уже в статусе туристки. имеющей право проживания в стране), и тот факт, что я замужем за гражданином Израиля, а также  родила гражданку Израиля никак на мой статус не влияет.

     

     Когда вы впервые попадаете в какую-то новую для себя страну, глаз против вашей воли выискивает вещи странные, акцентирует внимание на чем-то непривычном, необычном, не таком.
       Итак, несколько фактов, которые вы вряд ли встретите в какой-нибудь энциклопедии.

Факт номер "раз". Если, не выходя из номера отеля, вы посмотрите на улицу, то по виду коренного жителя Израиля практически со 100%-ой гарантией не сможете определить, какое в данный момент время года. Более несообразно погоде одетой публики мне встречать не доводилось. Летом в сорокаградусную жару вы запросто увидите девушек в угах или высоких сапогах, зимой (тут не холодно, а скорее промозгло из-за высокой влажности и холодных ветров) половина встречных пешеходов будут одеты в футболки и пластиковые кроксы (наипопулярнейшая обувь), осенью\весной встретить можно вообще все, что угодно - от откровенных топиков и миниюбок до меховых жилетов и кожаных шляп в стиле техасских ковбоев.
Факт номер два. Приехав в страну я долго не могла отправиться от "огромного" числа инвалидов, встрачамых мной повсюду. Я была наслышана о невероятном уровне израильской медицины и не представляла, что невероятного уровня здесь достигло и соц.обеспечение. Всплывающая первой мысль "боже, сколько здесь больных людей, у нас намного меньше" при небольшом мыслительном усилии трансформируется в размышление о том, что люди ограниченные в физических средствах здесь не лишены возможности быть в социуме (это наши насчастные инвалиды и престарелые люди вынуждены месяцами не выходитьиз квартир из-за отсутсвия инвалидных колясок, пандусов и неприспособленности большинсва лифтов к их потребностям). Для здешних инвалидов доступны все те же объекты, что и для прочих. Самодвижущееся инвалидное кресло в крайнем правом ряду на проезжей части никого не удивляет. Табличка ограничивающая въезд на таком не самом маневренном транспортном средстве например в магазин, торгующий антикварным фарфором, просто немыслима. Общество, достигшее осознания, что инвалид ровным счетом такой же человек, как и ты, и я,  не может не вызывать уважения.
Факт номер три. Дети. Несомненно, что Израиль - колыбель трех религий. Тут зародились иудаизм, христианство и ислам. Кроме того Израиль - страна выпестовавшая свой внуренний культ. Культ детей. Не все проживающие на территории Израиля люди религиозны. Но все боготворят детей. Не конкретно своих, а детей, как таковых. Здешние дети - это не дети из России или США, это совершенно особый "вид человечесва", называемый "цабр" ("цабр" в переводе с иврита - кактус). Им можно всё. Когда я говорю "всё", я имею в виду именно это. Дети растут в атмосфере, где отсутствуют запреты и шлепки по попке. Фраза "я тебя поставлю в угол" звучит как невнятное бормотание на старо-тарабарском - ее никто не понимает. Это выглядит странным, но ни одна из мамочек не бросается поднимать ребенка, плюхнувшегося на памперсную попку посреди улицы с целью просто посидеть; ползание под столиком в кафе в поисках новых впечатление в то время, пока взрослые пьют кофе, тоже никого не удивляет (кроме туристов).
     
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.... (пойду выгуливать собаку)



P.S. как вы заметили, ни о котах, ни о кибуцах, ни о странном слове "кикар" я пока ничего не успела рассказать - реально нет времени; но я обещаю, что буду выкраивать хоть по десять минут, чтобы рассказать таки о довольно занятных вещах, увиденным мной - "засланным казачком" - в этой особенной стране.



P.S.P.S. Ну и напоследок я не могу не тиснуть хотя бы пару местных кадров.





4 комментария:

  1. Тата, ты абсолютно права!однобокий и конъюнктурный взгляд, на проблему - это, конечно, удел не только журналистский, но ...!!!!!!!слов не хватает!
    не смотрю телевизор - настолько противно слушать враньё, рекламу, и уси-пуси развлекательные - прям не знаю, что хуже!
    Израиль... у меня там подруга живет, и то, что она мне рассказывала, внушает глубокое уважение...

    ОтветитьУдалить
  2. Тата, читаю с интересом! Словно сидим на кухне и об одном и том же разговариваем. Твои впечатления в унисон с моими в посте "Свой среди чужих... 15 тезисов об Испании".

    ОтветитьУдалить
  3. Да, мы сегодня только с мужем удивлялись, как так получилось, что одна маааааленькая страна оказалась одна среди соседей врагов. кто так придумал, и почему не предусмотрел последствий.

    ОтветитьУдалить
  4. Тата, рада что всё не так страшно , как малюют российские СМИ. Я для себя уже давно поняла, что всю их информацию надо делить как минимум на 10 ( или умножать, в зависимости от ситуации).
    Помню, у нас в Таллине переносили памятник советским солдатам из центра города на военное кладбище ( всё как положено - с почестями и т.д. и т.п.),так российские СМИ захлёбываясь в гневе в течени месяца вещали о том, как эстонские власти СНОСЯТ памятники советских времён. Чуть до гражданской войны дело не довели.
    Пропаганда в действии. Фу...противно...

    ОтветитьУдалить